Великие Люди Авиации
Антонов О.К.
Балабуев П.В.
Бериев Г.М.
Дондуков А.Н.
Левинских А.А.
Туполев А.Н.
Туполев А.А.
Яковлев А.С.
Оглавление
АНТОНОВ Олег Константинович (7.02.1906 - 4.04.1984)
- советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Соц. Труда (1966). Антонов - один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разработал учебные планёры ОКА-1, -2, -3, "Стандарт-1, -2", планер-паритель "Город Ленина". Окончил Саратовский индустриальный техникум. После окончания Ленинградского политехнического института (1930) - начальник планерного КБ Осоавиахима в Москве. В 1933-38 главный конструктор планерного завода в Тушине. Создал около 30 типов планеров. в т.ч. серийные учебные УПАР (выпущено 800 экз.), УС-3 (выпущено 1600 экз.), УС-4 (выпущено 3000 экз.), БС-3, -4, -5; спортивные "Рот-Фронт-1,-2,-3,-4,-5,-6,-7 "; экспериментальные ИП, РЭ, М, БА-1. На 6 тыс. планеров, построенных заводом, прошли обучение свыше 150 лётчиков. В 1938-40 Антонов работал ведущим инженером в ОКБ А.С.Яковлева. В 1940-41 работал на заводе "Красный лётчик" над лёгким связным самолетом, руководил внедрением его в серию на заводе в Каунасе. Затем будучи главным инженером планёрного управления НКАП, организовал производство своего грузового и десантного планёра А-7 (в годы ВОВ их было выпущено 600 экз.). В 1943-46 Антонов первый заместитель конструктора в ОКБ Яковлева, в 1945-46 начальник филиала этого ОКБ в Новосибирске. С 6 марта 1946 г. - главный конструктор организованного на базе этого филиала ОКБ (переведённого в 1952 в Киев), с ноября 1946 по июнь 1948 г. - начальник СибНИА (по совместительству). В 1967-84 генеральный конструктор. В послевоенные годы под руководством Антонова созданы: транспортные самолеты (Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124) для решения задач военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок Аэрофлота; многоцелевые (Ан-2, Ан-14, Ан-28), отличающиеся способностью базироваться на неподготовленных площадках длиной до 550 м; пассажирские (Ан-10, Ан-24), обладающие высокой экономичностью перевозок; цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-15, мотопланер Ан-13 и дельтапланы "Славутич". Под его руководством разработана система автоматизированного проектирования транспортных самолетов, внедрены клеесварные соединения и композиционные материалы, развиты методы авиастроительной экономики. С 1977 года заведующий кафедрой Харьковского авиационного института, с 1978 - профессор. Депутат Верховного Совета СССР с 1958. Золотая медаль им. А.Н. Туполева (1979). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952). Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. В его честь учреждён диплом ФАИ. Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу.
БАЛАБУЕВ Петр Васильевич (23.05.1931)
- советский, украинский авиаконструктор, доктор технических наук (1988), Герой Социалистического труда (1975). В 1954 году окончил Харьковский авиационный институт, работал в ОКБ главного конструктора О.К. Антонова инженером-конструктором, начальником цеха, директором завода, главным конструктором, с 1984 года - генеральный конструктор. Принимал участие в создании самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14,Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124 и их модификаций. Под его руководством созданы: самый грузоподъемный в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия", средний транспортный самолет Ан-70 и др. Государственная премия СССР (1973). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.
Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили) (13 февраля 1903, Тифлис - 12 июля 1979)
- выдающийся советский авиаконструктор.
В 1923 году после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в политехнический институт, откуда в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института.
В 1930 году, после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором П.Э. Ришаром. В конце 1930 г. становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода им. Менжинского.В 1934 году назначен Главным конструктором и начальником Центрального Конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) при авиационном заводе № 31 в городе Таганроге, и бессменно им руководит до 1968 г. Под его руководством созданы гидросамолеты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, Бе-6, реактивная лодка Бе-10, амфибии Бе-12 (с модификациями) и Бе-12ПС - серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 - опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10.
Г.М. Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951 г.), доктор технических наук (1961 г.), лауреат Сталинской премии (1947 г. - за создание Бе-6) и Государственной премии (1968 г. - за создание Бе-12), награждён двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой.
ДОНДУКОВ Александр Николаевич (1954)
- российский авиаконструктор. Доктор технических наук, академик.
Родился 29 марта 1954 года в в городке Управленческий под г.Куйбышевом (Самарой) в семье школьной учительницы и авиационного инженера КБ им. Н.Кузнецова. Отец позднее был главным конструктором, руководителем Куйбышевского КБ моторостроения, затем - заместителем Министра авиационной промышленности СССР.
В 1976 году окончил Московский авиационный институт, факультет двигателестроения.
В 1977-1985 гг. работает в ОКБ имени А.И.Микояна. Инженер-конструктор, помощник ведущего инженера по летным испытаниям, ведущий инженер по летным испытаниям , ведущий конструктор по корабельному варианту МиГ-29.
С декабря 1984 (10 января 1985) - заместитель главного конструктора по двигателям ОКБ им. А.С.Яковлева, через короткое время - Главный конструктор.
С 1989 - генеральный конструктор ОКБ им. А.С.Яковлева, после приватизации предприятия - генеральный конструктор и председатель совета директоров акционерного общества "ОКБ им. А.С.Яковлева".
С 1991 - председатель совета директоров ТОО "Корпорация "ЯК".
С 1994 - член Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
С июня 1996 - член совета директоров банка "Деловая Россия".
Член правления Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (1996).
18 мая 2000 был назначен Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Член совета директоров ОАО "Авиакомпания "Трансаэро".
Президент Международного авиационного бизнес-центра.
Лауреат Государственной премии РФ (1998). В июне 2000 награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Мастер спорта по водным лыжам.
В 1991 году для КБ практически закрыли военную тематику и остановили две основные темы: самолеты радиационного дозора и наведения Як-44 и СВВП Як-41 (Як-141), которые составляли 94% всех расходов. С тех пор военная тема в КБ им. Яковлева закрыта почти на 100%, если не считать перспективного реактивного учебно-тренировочного самолета Як-130. Из семи сделанных в КБ под руководством Дондукова с 1991 года самолетов главными разработками, по мнению Дондукова, являются Як-130 и машина представительского класса Як-142.
В настоящее время ОКБ является разработчиком пассажирских самолетов Як-42М, Як-142, Як-242, легких многоцелевых самолетов Як-54, Як-58 и Як-112 и др.
Возобновляются работы по программе создания служебного 19-местного административного самолета Як-48. Она включена в программу развитии авиатехники России до 2015 г. Полномасштабное финансирование программы создания Як-48 начнется после прохождения "пика" финансирования программы создания Як-130.
ЛЕВИНСКИХ Александр Александрович (1919)
- главный конструктор, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии, заслуженный конструктор РСФСР.
Родился 5 декабря 1919 года.
В 1944 окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского, в 1952 году - высшие инженерные курсы при МВТУ по проектированию летательных аппаратов.
С 1944 по 1966 год в ГК НИИ ВВС, ведущий инженер, начальник отдела, начальник испытательного отдела.
В ОКБ-115 с 1966 года. С 1 октября 1966 года - заместитель главного конструктора, с 6 сентября 1975 года - главный конструктор.
С 22 августа 1984 года по 31 декабря 1990 года - главный конструктор 1 категории, ответственный руководитель ОКБ. С 2 января 1991 года - главный консультант ОКБ.
Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 - 23 декабря 1972)
- советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926).
Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазове Кимрского района Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-36 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 ("Туполевская шарага").
В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25 [1]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели "Максим Горький". Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м? и пассажировместимость до 60 человек.
Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель - реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.
В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.
В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года - Казанский государственный технический университет).
Алексей Андреевич Туполев (20 мая 1925 - 12 мая 2001)
- известный советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук (1963), профессор (1964).
Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144.
Участвовал в проектировании МТКК "Буран".
Алексей Андреевич - сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.
Детство: Алексей Туполев родился 20 мая 1925 года в городе Москве.
Во время Великой Отечественной войны он с родителями, еще не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.
В 1942 году закончил среднюю школу. С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год - главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
В 1973 году - становится генеральным конструктором.
15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом РАН в Отделение механики и процессов управления по специальности "Самолетостроение".
26 декабря 1984 года избран академиком РАН в Отделение механики и процессов управления по специальности "Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение".
Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ. Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (1906 - 1989)
- советский авиаконструктор, академик АН СССР(1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Соц. Труда (1940,1957). Родился 19 марта (1 апреля н.ст.) 1906 года. В 20-е гг. Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 - лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956-84 генеральный конструктор, в 1940-46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. С 21 августа 1984 г. - на пенсии. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т. ч. массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров.) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации. Яковлев - один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-27, Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38, десантный планёр Як-14; многоцелевой самолёт Як-12; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24. В послевоенный период Яковлев создал учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52. Начиная с 1946 г. в течение почти 30 лет Як-18, а также его модификации Як-18П, Як-18ПМ, Як-50 являются основными отечественными спортивными самолётами. На них, а также на Як-55, советские летчики неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. В 1960 г. семья спортивных машин пополнилась реактивными двухместным Як-30 и одноместным Як-32. Деятельность КБ Яковлева не ограничивалась выпуском лишь боевых и спортивных самолетов. На базе проекта Ан-Бе-20 создается реактивный пассажирский самолёт для местных линий Як-40 (1966). Дальнейшим развитием этой схемы стал ближнемагистральный Як-42 со стреловидным крылом. Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолетов, построенных в количестве около 70 тыс. экземпляров. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона - самолёты боевые, пассажирские, лёгкие, многоцелевые и учебно-спортивные. На самолетах Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Умер 22 августа 1989 года. Депутат ВС СССР в 1946-89. Ленинская премия (1972). Государственные премии СССР (1941,1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечеств, войны 1-й степени., орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод "Скорость". Бронзовый бюст Яковлева установлен в Москвы.