Справочник

Код шеринг

Интерлайн

Хаб - Hub

Стар Альянс – Star Alliance

Код шеринг Code-share


Код-шеринг - соглашение о совместной эксплуатации авиалинии двумя авиакомпаниями, одна из которых является Стороной-Оператором, а другая Стороной-Партнером. Рейс при этом обозначается совместным двойным кодом Сторон (код Авиакомпании-Оператора/код Авиакомпании-Партнера).

Проше говоря Код-шеринг (code-share, от англ. "обмен кодом или доля кода") - это совместное использование самолета одной компании несколькими авиаперевозчиками на определенном маршруте.

На информационных табло в аэропортах часто можно увидеть, что несколько рейсов разных авиакомпаний одновременно вылетают в один и тот же город. Это совершенно не значит, что сразу несколько самолетов летят по одному маршруту. Авиакомпании заключают между собой такое соглашение, то есть фактически рейс выполняется одной компанией, а другие могут продавать места в этом самолете по своим тарифам и под своим кодом и номером рейса - как будто бы он выполняется ими самими.

Например: рейс Б2 1955 Москва-Минск, выполняется авиакомпанией «БелАвиа». Билеты на этот же рейс, но со "своим" номером S7 4955, продает и авиакомпания "С7", а также «Трансаэро» УН6232. Три компании заключили код-шеринговое соглашение и имеют некоторое количество мест на рейсах друг друга в\из Минска для продажи "от своего имени". Таким образом авиакомпания «БелАвиа» является эксклюзивным перевозчиком на маршруте Москва «Домодедово» - Минск-2 Национальный.

Выгода авиакомпаний очевидна. Прежде всего, это большая экономия - сокращается количество собственных рейсов, но при этом за счет партнерских формально сохраняется частота полетов.

Для пассажиров также существует целый ряд преимуществ от таких соглашений. Если в силу тех или иных причин вы "привязаны" к определенной авиакомпании (будь то привлекательная бонусная программа или политика работодателя в отношении полетов сотрудников), то code-share - это хорошая возможность выбрать более удобный рейс для полета, не "изменяя" "своей" авиакомпании - вы продолжаете накапливать баллы или мили и не нарушаете правила своего работодателя.

Кроме того, благодаря code-share соглашению для пассажиров появляются дополнительные, удобства покупки билетов через узловой аэропорт - хаб (hub) и одним билетом, в этом случае при отмене или задержке одна и та же авиакомпания будет отвечать за ваш полёт и не откажет если её рейсы задержатся.

Однако стоит помнить, что за все неудобства, причиненные пассажиру, отвечает авиакомпания, фактически выполнявшая рейс. Если был задержан или испорчен багаж, отменен или перенесён рейс, если вас облили соком или нагрубили во время полёта - все претензии предъявляются только той авиакомпании, самолетом которой вы летели. В данном примере «БелАвиа»

Не забудьте, что при покупке авиабилета вас должны проинформировать особо, если рейс выполняется в рамках код-шерингового соглашения. Кроме того, на самом билете после номера такого рейса должна быть ссылка на информацию о том, какая компания на самом деле его выполняет. В любом случае, всегда полезно поинтересоваться "настоящим" номером рейса.

Интерлайн Interline


Interline / Интерлайн – (от английского - вписывать между строк) соглашение между авиаперевозчиками о признании перевозочной документации.

При использовании бумажных билетов это означает, что, например, на бланке "Аляска" можно выписать билет на рейс "Дельта" и наоборот.

Кроме того, интерлайн позволяет коннектить /стыковать рейсы авиаперевозчиков и выписывать их на одном бланке. Благодаря наличию интерлайна выписывается 1 билет на маршрут и нет необходимости покупать два отдельных билета.

Электронный интерлайн предусматривает выпуск единого электронного билета с одновременным занесением информации в базы обоих авиаперевозчиков.

Часто соглашения интерлайн между авиакомпаниями предусматривают также более низкие тарифы для пассажиров, чем при покупке двух отдельных билетов.

Хаб - Hub

Хаб авиакомпании (англ. airline hub) — это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров. Хаб является элементом так называемой звездообразной (веерной) сети маршрутов, в которой пассажиры, путешествуя между аэропортами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой. Часто хаб авиакомпании располагается в ее базовом аэропорте, или в аэропорту того же города, что и головной офис.

Авиакомпании могут использовать как один, так и несколько хабов. Хабы используются и в пассажирских и в грузовых перевозках.

В сети маршрутов авиакомпаний могут формироваться узловые пункты — аэропорты, не являющиеся пересадочными пунктами, но из которых авиакомпания совершает несколько рейсов в разных направлениях. Крупные узловые пункты неофициально называют «вторичными хабами».

Во многих случаях хабом авиакомпании является крупнейший аэропорт страны (например, Дубай для авиакомпании Emirates Airline).

Список крупнейших авиакомпаний России и их хабов


Аэрофлот — Шереметьево, вторичный хаб — Хабаровск (Новый).

S7 Airlines — Домодедово, региональные хабы — Толмачёво, Иркутск.

Transaero — Домодедово.

Star Alliance

Стар Альянс — старейший (создан 14 мая 1997) из существующих, крупнейший и наиболее представительный авиационный альянс в мире, со следующими направлениями сотрудничества своих участников:

Frequent flyer program — интеграция программ лояльности пассажиров, которая позволяет участникам бонусных программ любой из авиакомпаний альянса накапливать и использовать мили на рейсах других авиакомпаний альянса.

Пассажиры высоких классов и участники бонусных программ элитных уровней авиакомпаний альянса имеют доступ в залы ожидания повышенной комфортности других компаний-участников альянса

Расписания авиакомпаний максимально гармонизированы, для того чтобы транзитные пассажиры авиакомпаний альянса меньше времени тратили на трансферы.

Специальные условия для кругосветных или аналогичных путешествий рейсами членов альянса, скидки при заказе таких индивидуальных рейсов

Гармонизированы службы работы с клиентами, налажен обмен опытом между авиакомпаниями альянса.

Кооперация в развитии информационных технологий

Такое тесное сотрудничество стало поводом к подозрениями в неконкурентном поведении, и альянс прошёл проверку Европейским Союзом, которая повлияла на конкурентную среду и вхождение авиакомпаний в альянс. В случае, если бы были смягчены требования европейского законодательства, авиакомпании альянса могли бы слиться в единую корпорацию[2]. До создания Star Alliance авиакомпании Northwest Airlines и KLM работали в тесном сотрудничестве, и подобное сотрудничество было предшественником современной системы альянсов. До 1993 года существовали ранние формы сотрудничества авиакомпаний, на более или менее глубоком уровне в течение десятилетий. Создание Star Alliance было вехой в истории авиакомпаний и способствовало созданию альянсов-конкурентов SkyTeam и Oneworld.

Альянс начал развивать «региональную» концепцию в 2004 году, и это помогло Star Alliance выйти на региональные рынки с участием местных перевозчиков. Региональные члены Star Alliance должны пользоваться поддержкой полноправного члена Star Alliance.

Члены Star Alliance сегодня совершают около 19 700 рейсов ежедневно в 1077 аэропортов 175 стран, используя флот 3993 самолётов. Участники альянса перевезли 405,7 миллионов пассажиров, товарооборот составил 95,3 млрд долл. США в 2006. Альянс занимает 28 % рынка перевозок в оценке в пассажиро-километрах. Штат перевозчиков Star Alliance составляет в общей сложности более 458 тысяч пилотов, стюардесс, работников других профессий. Star Alliance был объявлен лучшим мировым альянсом Skytrax в 2007 году